Случайное фото

Случайное голосование

Что для вас в туристических поездках главное

Контакты

г.Херсон, ул. Комкова, 89
+38 (0552) 46-64-50
+38 (066) 443-56-69
476-224-976
Путешествие в бездну
Автор: Dima

Есть в Крыму грандиозная пещера. Находится она на плато Чатыр-Даг и имеет вид огромного колодца. Пещера получила название Топсюс-Хосар – «Бездонный колодец». Про пещеру ходят легенды. Одни говорят, что если в колодец бросить горсть проса, то оно непременно прорастет далеко внизу на берегах Аянского источника. Другие рассказывают про янычар, которые на связанных кушаках, спустили в Бездонкку свои сокровища. Одним словом легендарная пещера.

21 марта. Пятница.

Наша группа в десять человек приехала на железнодорожный вокзал Симферополя. Оттуда на троллейбус – и мы в горах. Нас ждал четырех часовой подъем на плато Чатыр-Даг.

Погода была мерзкая. Внизу шел дождь. Вверху повалил снег. Только мы поднялись на плато на него село облако. Видимость – не больше 5 метров.

Шли, что называется, по «приборам». Решили, что хватит «блукать», и остановились в первой попавшейся рощице. Под вечер видимость улучшилась, и я понял, что находимся в 100 метрах от «Бездонки»!..

Лучшего места для стоянки не придумаешь. Не подвели, таки, приборы!

22 марта. Суббота.

Я и Андрей Леона – мой напарник, с самого утра начали готовиться к спуску. Нацепив на себя все снаряжение, кое как позавтракав, и взяв немного сала с хлебом вниз (мало ли что) – начали спуск. На часах 10:30 утра.

В начале весны спуск в Бездонную – опасное дело. Очень много нависающего льда. Ледяные глыбы, подтаяв днем, могут в любой момент могут обрушиться. Хорошо если пролетит мимо тебя…

Я спускаюсь первым. Оббиваю все, что могу достать. Стоит страшный грохот от падающего вниз льда. Андрюха за меня переживает.

Навешиваю веревки. Атмосфера напряженная: надо мной массивные сосульки, подо мной – неизвестность.

Огромная воронкообразная яма – вход в пещеру – сужается и переходит в колодец, который постепенно расширяется до 30 метров в диаметре, опять сужается. Такое ощущение, что находишься внутри огромной керосиновой лампы. Оказалось, что дно у Бездонного колодца, все-таки, есть. И находится на глубине 165 метров. Спустившись на веревке мы попадаем в огромный зал. На дне зала находится снежный конус, который даже летом не тает.

Под ногами заметили пожелтевшие кости каких-то животных. По всей видимости они проваливались в пещеру зимой, когда не было видно огромного провала. Немного жутковатая картина, но такова жизнь…

Дальше пещера продолжается горизонтально – в одну сторону, еще двумя залами с арками. В другую – тянется длинным коридором и заканчивается узким лазом-шкуродером. Постепенно он спускается вниз и приводит к еще двум залам, которые увеличивают глубину пещеры до 195 метров. Общая протяженность пещеры составляет более 400 метров.

Пещера поражает своим масштабом и причудливыми формами сталактитов. Мы с Андрюхой устроили настоящую гонку, кто больше фотографий сделает.

Подъем занял больше времени, чем спуск. И в 13:30 мы, как черти, измазанные глиной, вылезли из-под земли.

Затем по навешанным веревкам спустились Дима Лесной и Дима Запорожец.

К вечеру они благополучно вылезли и мы потащили гору амуниции в лагерь.

За ужином все были не особо разговорчивы. Наверное, мы все еще «переваривали» увиденное и прочувствованное.

23 марта. Воскресение. День отъезда.

С утра мы сходили в несложные пещеры, неподалеку от лагеря. Набрали домой в подарок пещерной воды (очень вкусная). К обеду мы уже собрались и начали спуск с плато. Затем троллейбус, поезд, железнодорожный чай в подстаканниках и вонючие носки соседа по купе. А у меня одна мысль: «нам удалось увидеть дно бездны»…

Дмитрий Сивак

Акции

10% скидки на каждый последующий поход! (действует при организации группы от 8 человек)